← Timeline
Avatar placeholder
Avraham.Shmulevich

КТО ОН, АМАЛЕК НАШЕГО ВРЕМЕНИ?
Рав Моше Цуриель

По мнению гаона рава Моше Соловейчика из Бриска (благословенна память о праведнике) вооружённая борьба со всякими нациями (или отдельными лицами), выступающими против народа Израиля именно из-за ненависти к евреям, является исполнением заповеди войны с Амалеком. Это мнение приводит сын гаона, рав Йосеф-Дов Соловейчик (благословенна память о праведнике) в книге "Иш ха-Эмуна" (стр. 101-102).
Рав Йехуда Гершуни в книге "Коль цофиах" приводит доказательство известного гаона рава Хаима Соловейчика (благословенна память о праведнике) существования Амалека в наше время. Аргументация гаона основана на высказывании Рамбама в "Гилхот ха-Млахим" (4,5). Рамбам, напоминая о "семи народах", добавляет: "И уже потеряна память о них". При упоминании Амалека он не делает такого добавления – значит, Амалек существует и в наше время.
Рав Давид Коэн (благословенна память о праведнике) писал в "Мегилат Милхама ве-Шалом" о существовании Амалека, как о чем-то очевидном.
И авторы предшествующих поколений высказывались в том же духе, подчёркивая, что их мнение основано не на интерпретации, а на прямом указании Торы.
"Сефер ха-Харедим" (лист 183) пишет: "Ибо, как и в первый раз (после исхода из Египта), так и при возвращении изгнанников в Землю Израиля, Амалек встречается на пути (евреев). То, что сегодня видят глаза наши, видит и В-севышний, и будет судить".
Махараль поддерживает данное царём Ахашверошем евреям того времени разрешение тотального истребления ненавидящих народ Израиля (речь идёт о событиях, описанных в Свитке Эстер Танаха): " И сказал 'собраться и пойти по их душам', то есть пойти убивать своих врагов – это и называется 'пойти по душам'. Ибо пока Израиль в изгнании – ненавидят его. Ненавистники из семени Амалека, они стремятся уничтожить Израиль. Поэтому недостаточно было просто отменить первоначальные указания Амана – была необходимость в физической ликвидации всех злодеев, своими деяниями доказавших, что они из семени Амалека". ("Ор Хадаш" стр. 201).
Практически однозначно о том же говорит и Трактат Санхедрин 20 b - искоренение семени Амалека предшествует исполнению заповеди построения Храма. В подтверждение приводится стих "...и успокоит Он вас от всех окружающих врагов". (Дварим, 12). Но разве в этом стихе вообще упоминается Амалек? И ещё, Царь Давид собрался строить Храм только после того, как удостоился чести уничтожить врагов. А ведь семя Амалека (в узком смысле) было стёрто за несколько лет до этого Шаулем. Объяснение - "Амалек" это общее имя для всех врагов Израиля.
Стоит привести и аргумент из предисловия рабби Леви к его комментариям по вопросу пуримского послания (Мегила,11). Стих (Бемидбар, 23, 55-56) предупреждает: "А если не прогоните обитателей земли от себя, то будут они, кого оставите из них, иглами в ваших глазах и шипами в боках ваших; будут (враждебно) теснить вас на земле, на которой вы обитаете. И будет: как положил Я сделать им, так сделаю вам". Комментарий Раши связывает стих с Пуримом "Были наказаны за то же, за что был наказан Шауль, пожалевший Амалека". Но ведь в Писании говорится о "семи народах", а не о Амалеке? Но, пишет рабби Леви, из комментария следует, что все притеснители Израиля объединяются понятием "Амалек" и ко всем им относится повеление "не останется живой ни одна душа".
Из предисловия к мидрашу Танхума (конец раздела "Теце") следует: причина указания стереть Амалека состоит в том, что он пытается разрушить Храм. Но ведь не найти упоминания о таких действиях Амалека ни в пустыне, ни в Стране Израиля. Объясняет рабби Ицхак Саба (автор "Црор Хамур") в книге "Эшкол ха-Хофер": во всех поколениях целью ненавистников Израиля является предотвращение построения нами Храма, они и есть "Амалек".
В Трактате Баба Батра (лист 21) критикуется Йоав, который в войне с Эдомом уничтожал только мужчин противника, хотя стих требует "Сотри память Амалека". Но, опираясь на тот же стих, и оправдывается Йоав, который прочёл "Сотри мужчину Амалека" ("память" и "мужчина" пишутся на иврите одинаково). Но ведь стих говорит об Амалеке, а не о Эдоме! Значит и Эдом – Амалек.
Итак, каждый, кто плетёт заговоры против Израиля как народа (как арабы в нашем поколении, преследующие евреев, даже если они находятся вне территории государства Израиль и даже если они никогда не посещали этого государства) – он, по мнению рава Йосефа-Дова Соловейчика ("Иш ха-Эмуна"), из породы Амалека. Нам надо пробудить в себе ярость против него (как говорит Рамбам в "Гилхот ха-Млахим", 5, 4 и в "Сефер ха-Мицвот" 188), и полностью уничтожить. Это война против сил зла, за изгнание их из мира.
Наш учитель рав Кук во многих своих работах (например, "Маамарей Раийа", лист 508) обсуждает этот вопрос и приходит к такому же выводу – необходимости полного уничтожения Амалека. А к каждому, кто утверждает обратное, относится высказывание "Всякий, милосердный к жестокому, в конце концов станет жестоким к милосердному" (Мидраш "Кохелет Раба", 7).
Все вышесказанное не противоречит хасидской традиции, идущей от Бааль Шем Това, которая даёт дополнительную интерпретацию уничтожению Амалека. Уничтожение Амалека - борьба с сомнениями в сердце. Сказано в стихе (Шмот, 18,7):"Есть ли Всевышний в нашей среде". Раши комментирует следующий стих (Шмот, 18, "И пришёл Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим". "И пришёл Амалек – этот раздел следует непосредственно после стиха (содержащего вопрос "Есть ли Всевышний в нашей среде?"), тем самым говоря: Я всегда среди вас и готов (удовлетворить) все ваши потребности, а вы ещё говорите " Есть ли Всевышний в нашей среде, или нет?". Вашей жизнью (клянусь): придёт пёс (Амалек) и укусит вас, и вы воззовёте ко Мне и узнаете, где Я!". Стоит напомнить, что гематрия слова "Амалек" совпадает с гематрией слова "сомнение". Напоминает рав Кук: "Мы должны быть вооружёнными в Святой войне с Амалеком, и внутренне и внешне" ("Агрот", 2, 226). Если победим Амалека в сердце, то победим и внешнего врага Израиля.
Из "Эрец Хемда", Бней Брак, 1994 г.
Перевод Baruch Benaryeh под ред. р. Авраама Шмулевича.

👍💯2
To react or comment  View in Web Client