← Timeline
Avatar placeholder
Avraham.Shmulevich

«Моченая маца». Гипотеза о происхождении обычая.

(Интересно только понимающим и интересующимся галахой)

Рав Авраам Шмулевич

«Моченая маца» (маца шруя. מצה שרויה) – это маца, которая была в соприкосновении с водой. В некоторых общинах (в первую очередь в Хабаде) существует обычай не допускать никакого контакта мацы с водой в дни Песаха и не есть такую мацу (даже если не неё упала хоть одна капля воды)

Кто, когда и почему завёл обычай не мочить мацу в Песах? Ответ на этот вопрос не ясен.

Дело в том, что согласно мнению абсолютно всех авторитетов, маца при контакте с водой ни при каких обстоятельствах не может закваситься, стать хамецом. Вот, например, что пишет «Пниней галаха»: «После того как маца полностью испеклась, мука утратила способность к заквашиванию, и даже если мацу замочить в воде на долгое время, она не заквасится. Поэтому в Песах разрешено крошить мацу в суп, а если старый или больной человек не могут есть во время Пасхального седера сухую мацу, то им разрешено размочить ее в воде, чтобы она стала мягкой (см. Шульхан арух, 461, 4; и см. ниже, гл. 16, п. 29). Подобно тому, если размолоть испеченную мацу, то полученную муку разрешено смешивать с водой, и нет опасения, что смесь заквасится, поскольку хорошо пропеченное тесто не может закваситься вторично (см. Шульхан арух, 463, 3)».

 

А вот, напрмер, что пишет рав Элиягу Ки-Тов в «Книге нашего наследия:

«Размоченная маца. Среди людей, с особой тщательностью соблюдающих заповеди Торы, распространен обычай в течение всех семи дней Песаха не размачивать мацу в воде или супе, но есть ее только сухой. Этот запрет не распространяется на молоко или натуральный фруктовый сок, в который не добавлялась вода. Вне пределов Эрец Исраэль, где Песах продолжается восемь дней, разрешается размачивать мацу в воде или супе в восьмой день Песаха.

Многие знатоки Торы пытались найти объяснение этому обычаю, однако их поиски не увенчались успехом. В самом деле, хорошо выпеченная маца уже не может быть сквашена и превращена в хамец, даже если вымочить ее во всех водах мира. Несмотря на это обстоятельство, все, кто исполняет этот обычай, относятся к нему с большой строгостью и даже запрещают пользоваться в Песах посудой, в которой вымачивалась маца!

Рассказывают, что один еврейский праведник поручил своему ученику, выдающемуся знатоку Торы, поискать в бескрайнем море еврейского закона обоснование обычая, запрещающего размачивать мацу в воде. Через некоторое время ученик сообщил учителю, что ничего не нашел. "Вот видишь, – заметил учитель, – насколько значителен этот обычай – он не нуждается даже в обосновании!"

Раабан в 73-й главе своей книги, посвящённой законам Песаха, упоминает обычай не размачивать мацу в ночь Седера – не потому, что она может стать хамецем, а просто потому, что моченая маца имеет иной вкус, нежели сухая. Между тем, заповедь Торы обязывает нас есть определенное количество мацы в ночь Седера. Следует исполнять заповедь, съедая кезайит сухой мацы с ее естественным вкусом, ибо размоченная маца имеет особый вкус, смешанный вкус мацы и жидкости».

 

Вопрос, кошерна ли моченая маца, решается положительно в гемаре Псахим, 41а.

 

Шульхан Арух (Орах Хаим, 461: 4) прямо пишет: «Человек выполняет заповедь (вкушения мацы), когда ест моченую мацу».

 

Рав Мордехай Элиягу сообщает (это приведено в Моше Харари «Сефер Микраей кодеш. Гилхот лейл ха-седер», стр. 344 ) что у йеменских евреев есть обычай брызгать на мацу воду с солью, что бы ее было легче есть. Там же приведено мнение самого р. Элиягу. что мацу можно мочить сколько угодно.

 

Однако можно предложить гипотезу, объясняющую галахический источник этого обычая.

Рамбам пишет так: «Все обязаны есть мацу… больной иди старый, кто не в состоянии есть мацу, мочат для них тонкие листы (мацы) в воде и кормят их». («ракик» можно перевести как «лепешка» и как «очень тонкий»).

יא [י] הכול חייבין באכילת מצה, אפילו נשים ועבדים; קטן שיכול לאכול פת-- מחנכין אותו במצוות, ומאכילין אותו כזית מצה. חולה או זקן שאינו יכול לאכול מצה, שורין לו רקיק במים ומאכילין אותו --והוא, שלא נימוח. (הלכות חמץ ומצה פרק ו )

Возможно, именно на основании этого положения Рамбама некоторые комментаторы вывели, что его мнение заключается в том, что моченую мацу разрешено есть только «бедиавад» (бедиавад - то есть в исключительных случаях, постфактум, задним числом. Заповедь, если выполнена таким образом, считается исполненной, но изначально так делать не следует).

Рама ничего не пишет на вышеприведенное место из Шульхан Аруха, но «Мишна Брура» (17) дает такой комментарий: «(человек выполняет заповедь когда есть моченую мацу) бедиавад, а больной и старый может и изначально». При этом дается ссылка на «поским» (галахические авторитеты), не называя никого конкретно.

Следует учесть, что существуют два разных аспекта вопроса, два значения слова "кашерная" в применении к маце. С одной стороны, есть вопрос о том, что считается мацой с точки зрения выполнения заповеди поедания мацы в ночь седера, какая маца "кашерна", для того, чтобы эта заповедь могла выполняться её поеданием. Именно об этом аспекте и рассуждает Рамбам. С другой же - вопрос о том, какая маца "кашерна" для поедания в течение всех семи дней Песаха, то есть какая маца - не "хамец". Рамбам, Шулхан Арух и Мишна Брура обсуждают первый вопрос.

Возможно, в вопросе  «моченой мацы» произошла аберрация, два разных положения галахи оказываются смешанными

Такая аберрация  вероятна. Не понять различия между двумя галахическими аспектами, связанными с обсуждением поедания мацы - легко. Ам хаарец точно "не врубится". Кроме того, даже «талмид-хахам - такое расширение вполне в духе общепринятого в последнее тысячелетие типа галахической (и негалахической тоже) экзегезы.

Видимо, обычай запрещать моченую мацу произрос из мнения этих комментаторов Рамбама. «Бедиавад» («разрешено постфактум) в повседневной практике легко трансформируется в «асур легамрей» (полностью запрещено). Тем более, что в отношении песаха есть тенденция поощрять устрожения и дополнительные запрещения в вопросах избегания хамеца.

💡1
To react or comment  View in Web Client